Google Accelerated Mobile Pages
продукт коллективного разума
компании Четвертый Рим
До сих пор мобильный серфинг ощущается как что-то медленное, неуклюжее и неприятное. Сфера разработки мобильных сайтов растет и расширяется, поэтому появилась потребность в разработке формата страниц, который будет быстро загружаться, приносить прибыль владельцам и не будет тормозить работу мобильных устройств. Такой формат был анонсирован компанией Google в октябре 2015 года, он называется Google Accelerated Mobile Pages или Google AMP.

Технология Google AMP призвана решить следующие задачи:
  • Облегчить мобильные страницы, сделать их общедоступными
  • Сделать их разработку более простой
  • Устранить различия между мобильными сайтами разного уровня
  • Разрешить проблемы монетизации сайтов из-за низкой скорости их загрузки
В этой статье мы кратко опишем суть AMP технологии и рассмотрим ее подробнее с технической точки зрения.

Как это работает
Если Google увидит, что у сайта есть страницы в формате AMP, в результатах поиска на мобильном устройстве он будет отдавать предпочтение именно им. Страницы будут помечаться соответствующим тегом «AMP». В выдаче пользователю будет показана карусель карточек страниц в формате AMP, которую он сможет прокрутить и выбрать нужную статью.
Подробнее о технологии
Google AMP — набор следующих технологий и инструментов: AMP HTML, AMP JS и Google AMP Cache.
AMP HTML — это обычный HTML, содержащий в себе ряд ограничений для обеспечения адекватной производительности. Также AMP HTML включает в себя набор расширений для создания сложных компонентов страницы.
AMP JS — JavaScript библиотека для обеспечения высокой производительности и скорости рендеринга. Стандартные веб-страницы содержат много JS-скриптов, которые замедляют загрузку.

В AM-страницах используется только библиотека AMP, что делает страницу гораздо легче:
  1. Она берет на себя все заботы по быстрой отрисовке страницы и загрузке ресурсов. Все ресурсы становятся асинхронными и подгружаются по мере надобности. Если на странице 10 картинок, то загрузятся только те, которые влезают в первый экран, остальные — по мере прокрутки страницы.
  2. Имеется встроенный валидатор: если у вас есть страница в формате AMP, добавьте к ее адресу "#development=1" и запустится проверка страницы на соответствие спецификации AMP. Ошибки валидации можно увидеть, к примеру, открыв консоль DevTools в браузере Chrome.
Дополнительно могут подключаться модули для отображения настраиваемых компонентов вроде слайдеров, мобильного меню или виджетов twitter, facebook и instagram. Они написаны с акцентом на высокую производительность, поэтому их нужно использовать.

Google AMP Cache — распределенная CDN для доставки AMP страниц. Она валидирует страницы и кеширует все ресурсы на них, чтобы потом быстро отдавать их клиентам. В кеш попадают только валидные страницы, не пренебрегайте валидацией.
Разметка страницы
Так выглядит разметка стандартной страницы AMP:
На что обратить внимание:
  1. Объявление AMP страницы — тег. Вместо amp можно использовать эмодзи-значок молнии
  2. Тег meta с объявлением "viewport" нужен для нормального отображения сайта на мобильных
  3. Тег style c атрибутом amp-boilerplate — все стили на странице должны быть объявлены именно в таком виде. Это делается для уменьшения количества запросов на странице — все стили здесь загружаются быстро.
  4. JS-библиотека AMP для подключения компонентов
В процессе разработки страниц AMP советуем почаще заглядывать в консоль devTools — так меньше вероятность допустить ошибку и получить невалидный документ.
Изображения
В качестве примера использования AMP-тегов рассмотрим синтаксис вставки изображений:
Важные моменты:
  1. Название тега меняется по сравнению с обычным HTML
  2. Тег не одиночный, его нужно закрывать
  3. Обязательно наличие атрибутов "width" и "height" (по стандартам w3c еще и "alt"). Так картинка заранее резервирует место на странице, поэтому после ее загрузки не происходит перерисовка страницы, она не дергается из-за появившейся картинки
Остальные теги работают похожим образом, можно почитать о них в документации.
Пример из жизни
В качестве практической задачи мы в студии решили поэкспериментировать с нашим блогом. Теперь любая статья из нашего блога имеет AMP-аналог.

Что нужно было сделать:
  1. Создать AMP-версию каждой страницы блога по адресу blog/название_страницы_блога/amp.
    Для удобства мы сделали один общий шаблон для каждой AMP-страницы
  2. Связать обе версии страниц при помощи специальных тегов link (о них дальше)
  3. Поправить ошибки валидации
Шаблоны AMP.
Новый вид страниц AMP получился очень легким, одноколоночным, удобным для чтения:
Сравните 2 варианта одной и то же страницы — обычная версия и amp-версия.
В будущем Google будет сам узнавать, есть ли у страницы amp-версия и предлагать ее пользователям мобильных устройств.
Связь страниц.
Две версии страницы связаны друг с другом. На AMP-версии страницы ставится ссылка со специальным атрибутом rel на основную версию:
На основной версии ставится ссылка на AMP-версию, rel атрибут уже другой:
Исправление ошибок валидации.
Это большая задача — нужно отлаживать AMP версии страниц, методично исправляя все ошибки и несоответствия стандарту AMP.
Важные моменты, с которыми я столкнулся:
  1. Для всех изображений нужно обязательно проставить "width" и "height"
  2. Для адаптивных изображений нужно проставить layout="responsive"
  3. Инлайн-стили через атрибут style запрещены, их нужно выносить вверх страницы или подключать отдельными файлами.
Заключение
Google AMP — отличный инструмент для облегчения страниц и выдачи только полезного контента на мобильных устройствах. Возможно, это еще один серьезный аргумент в конкурентной борьбе за пользователей мобильных интернет-магазинов и различных сервисов. В любом случае, попробовать и оценить Google AMP точно стоит. Ждём развития событий!
О компании Четвертый Рим
Четвёртый Рим – веб-студия, которая специализируется на разработке, поддержке и развитии интернет-магазинов на платформе 1С-Битрикс.

Четвёртый Рим – интернет-агентство, основной задачей которого является рост количества целевых посетителей сайта и превращение их в покупателей.
Прочитайте еще
Made on
Tilda