Часто при поддержке и продвижении интернет магазинов автоматически собираемой статистики становится недостаточно. Что, если мы хотим знать не только количество посещений, размеры экрана и названия браузеров? Что если мы хотим знать, что покупают посетители? На помощь спешит электронная коммерция илиe-commerce.
В контексте сервисов веб-аналитики электронная коммерция это передача информации о покупках посетителей в, собственно, сервис веб-аналитики. Посетитель добавляет что-то в корзину, оформляет заказ, и если оформление заказа прошло успешно, его перенаправляют на так называемую страницу «thank you» — это страница с данными о заказе (номер и дата оформления, например). Именно на этой странице происходит передача данных о покупке в сервис аналитики, где потом автоматически строятся отчёты с красивыми графиками. На основе отчётов оптимизаторы смогут видеть Главное:
— доход магазина
— популярность тех или иных товаров
— среднюю стоимость заказа
— время и количество сеансов до покупки
Помимо Главного в отчётах появится бесконечное множество полезной информации. Если велик доход с покупок на телефонах и планшетах, стоит задуматься о мобильной версии магазина (если её ещё нет); если видно, что в каком-то городе покупают очень много, можно попробовать открыть там локальный магазинчик и так далее.
Аналитики смогут узнать из отчётов примерный возраст покупателя, версию его браузера, страницы входа и выхода, глубину просмотра… На основе всего этого можно будет вносить соответствующие изменения во все части интернет магазина, ведь причиной низкой эффективности может стать как узкий ассортимент, так и непродуманная навигация по каталогу, сбивающая с толку покупателей. Можно, например, предоставить скидки или купоны при покупке нескольких товаров, чтобы увеличить доход на один заказ; упростить процесс заказа, чтобы сократить время до покупки; оптимизировать скорость загрузки страниц и навигацию по сайту, чтобы уменьшить количество отказов.
В проектах нашей студии используются два сервиса веб-аналитики — Google (Universal) Analytics и Яндекс Метрика. Почему сразу два? Потому что каждый умеет то, чего не умеет конкурент. В Аналитике можно работать с «сырыми» данными, строить отчеты любой сложности и детализации; в Метрике есть вебвизор (краткое видео действий пользователя), тепловые карты кликов и «страницы выхода» (страницы, с которых посетители покинули сайт, т. е. последние страницы визита). Комбинация данных из обоих сервисов работает лучше.